Принципы идеальной площадки - коротко о главном
1. Площадка не должна диктовать правила
При организации детской площадки важно понимать некоторые иногда не вполне очевидные принципы. Во-первых, детская площадка должна раскрывать ребенку его роль, его позицию. Во-вторых, здорово если детишки разных возрастов играют вместе. В-третьих, с помощью игры дети учатся по-настоящему взаимодействовать.
Заинтересованность ребенка к площадке зависит от ее игрового потенциала, который складывается из функционала площадки, возможности порождать конкретные образы, учета многовариантности поведения детей и присутствия чувства здорового риска при игре на такой площадке. Если всё это есть, то дети смогут играть достаточно долго, не скучая. Монотонность, предсказуемость – это делают площадку для детей не интересной и пресной.
2. Заповедь детской площадки – не надоесть!
Детские площадки разделяют по двум основным критериям. Практичный критерий определяет то, сколько функций выполняет оборудование или площадка в целом, а эстетический критерий открывает нам образность, гармоничность, внешнее содержание детской площадки. Лучше всего, когда в площадки сочетаются оба этих критерия.
Площадки, посвященные какой-то определенной теме суживают фантазию детей и их способность к образному мышлению, но в тоже время иногда детям будет интересно на ней играть. Возьмем, как пример, тематическую площадку – Корабль (ниже на рисунке). Такие площадки можно устанавливать в парках, скверах, куда дети приходят с разных районов. В уличных же площадках, которые расположены во дворах предпочтительней устанавливать площадки, где дети не ограничены в фантазии и могут придумывать самые разные варианты игры.
3. Дети должны играть вместе
На западе уже давно озаботились площадками для инвалидов, но дальше, чем площадки для колясочников дело не пошло. Но дети с ограниченными возможностями это не только колясочники, но и те у которых есть проблемы со слухом, зрением и другими ограничениями. Очень важно развивать игровые пространства для детей с разными ограничениями, чтобы дети могли вместе играть и веселиться, не ощущая границ в их возможностях.
Хотя оборудование для детей с ограниченными возможностями есть почти у каждого производителя, но его выбор в конечном счете зависит от заказчика. И такой выбор происходит не так часто.
4. Чего желают сами дети
Создают игровые площадки взрослые, но создать образ площадки, её историю могут и дети. Состав площадки, количество оборудования, ее функциональность – все это отдается на откуп взрослым, это то с чем дети не могут взаимодействовать, но есть то, на что могут и должны влиять дети. Они могут придумать легенду игровой площадки, показать какой образ они видят. Использовав его, можно добиться невероятного успеха площадки у детей и взрослых.
5. Где разместить игровую площадку? Вопрос, который имеет важное значение
Для того, чтобы детская площадка была успешной она должна учитывать внешнее окружение: район, где будет установлена, какие и сколько детей предположительно будут на ней играть, общую социальную ситуацию в конкретном городе и даже районе. Например, в спальном районе это может быть одна площадка, а в историческом центре города, где кипит жизнь – другая. Но для детей важно даже не то, что их площадка одна такая на свете, сколько то, что это площадка их, что они чувствуют свою принадлежность к этой площадке.
Также, важно чтобы площадка была разноплановой и разновозрастной. Глупо ставить площадку во дворе только для 3-7 летних малышей, когда ясно, что есть дети и постарше. Где они будут играть? Что им будет интересно?
6. Помним о подростках
Разнообразие, многовариантность, инновационные материалы, высокотехнологичность – всё это современные тенденции развития сферы детских площадок. Появляются крупные предприятия, которые всё больше учитывают эти тенденции. Производители, как и заказчики все больше уделяют внимание также детям старшего возраста 12-14 лет и создают для них интересные игровые зоны, которые учитывают психологию детей – стремление к командным играм, к возможности показать себя и пойти на риск. Детские площадки настоящего и будущего должны включать в себя игровые зоны для детей всех возрастов, и когда мы это говорим, то имеем ввиду, что нужно позаботиться и о более старших детях, незаслуженно обделенных вниманием в прошлом.